История олимпиады
Московская олимпиада школьников по химии
Олимпиады по химии имеют славную историю и традиции. Лучшие ученые химики способствовали становлению и развитию олимпиадного движения в России, четко осознавая важную роль олимпиад в раннем самоопределении учащихся, привлечении одаренных, заинтересованных ребят в науку.
Первые химические олимпиады школьников состоялись в Москве и Ленинграде в 1938 году и по охвату участников были далеки от современных. Основной их формой являлись заочные олимпиады. Основоположником химических олимпиад школьников был выдающийся химик-органик Александр Петрович Терентьев.
Вторая мировая война приостановила развитие олимпиад. Но уже с 1944 года по инициативе химического факультета МГУ стали возрождаться довоенные традиции. В том же году была проведена I Московская городская химическая олимпиада школьников. В 1960 году одновременно с Московской городской стала проводиться Московская областная олимпиада. В организации и проведении этих олимпиад помимо химического факультета МГУ принимали участие целый ряд организаций: Мосгороно (ныне Департамент образования и науки города Москвы), Мособлоно, Московский городской (ныне МИОО) и областной институты усовершенствования учителей (ныне ПАПО МО), Московское правление Всесоюзного химического общества имени Д.И. Менделеева, Московский городской дворец пионеров и школьников, Московский химико-технологический институт имени Д.И. Менделеева (ныне РХТУ), Московский институт тонкой химической технологии имени М.В. Ломоносова (МИТХТ), Московский институт химического машиностроения, Московский педагогический государственный институт имени В.И. Ленина, институты системы Академии наук СССР, средней школы города Москвы и Московской области. В течение долгих лет Оргкомитет Московской городской и областной олимпиад возглавляла профессор кафедры общей химии химического факультета МГУ Е.М. Соколовская, а затем — профессор кафедры общей химии химического факультета МГУ В.В. Сорокин, а методическую комиссию возглавил доцент кафедры органической химии С.С. Чуранов, который в школьные годы сам был победителем химической олимпиады.
В 40-60-е года XX века были заложены методические и организационные основы проведения олимпиад. Так химическая олимпиада стала проводиться очно в два тура: теоретический и экспериментальный. В 1964 году Министр просвещения РСФСР, основатель кафедры химии природных соединений химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, член-корреспондент Академии наук СССР Михаил Алексеевич Прокофьев подписал приказ об утверждении государственной системы предметных олимпиад школьников. В том же 1964 году официальный статус получает Всероссийская химическая олимпиада школьников по химии. По сути, Всероссийская олимпиада школьников по химии стала преемницей Московской олимпиады школьников по химии, к тому времени уже двадцатой по счету, сохранив её структуру и методические принципы.
Начиная с 1964 года и до 2009 года, Московская олимпиада школьников по химии проводилась в четыре этапа: школьный, районный, окружной и городской. Последний этап состоял из двух туров: теоретического и экспериментального. Последний тур также являлся отборочным для участия в Всероссийской олимпиаде школьников по химии.
За восьмидесятилетнюю историю Московской олимпиады школьников по химии сложилась проверенная временем система работы с одаренной молодежью. Общее руководство и методическое обеспечение осуществляет организационный комитет и формируемые им методические комиссии по предмету. Председателем оргкомитета Московской олимпиады школьников по химии на протяжении уже 33 лет (с 1991 года) является Никита Борисович Зоров, доктор химических наук, профессор химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Председателем жюри в течение последних 8 лет был Павел Александрович Оржековский, доктор педагогических наук, профессор Московского института открытого образования. Председателями методической комиссии Московской олимпиады школьников по химии были выдающиеся ученые химического факультета МГУ: А.Ф. Платэ, Е.М. Соколовская, Г.В.Лисичкин, В.В. Загорский, В.В. Сорокин, С.С. Чуранов, А.К. Гладилин.
Схема стройна и эффективна. Она продолжает развиваться, приумножая лучшие достижения и находки методического и организационного плана.
Наряду с проведением очных туров олимпиады постоянно проводились заочные олимпиады. Они позволяли охватить большие массы школьников, в них имел право участвовать любой школьник без какой-либо рекомендации со стороны учителей. В рамках заочных олимпиад была возможность давать задачи в нестандартной форме, кроссворды, чайнворды, вопросы, выходящие за рамки программы, ответы на которые можно дать, использовав соответствующую литературу. Подобные олимпиады проводятся и по сей день, являясь частью работы с одаренными детьми. Заочные олимпиады способствуют систематической самостоятельной работе школьников и развивают их интерес к химии, а также являются источником новой информации, которую учащийся получает путем самостоятельной работы с книгой, в процессе решения задач, общении с учителями, наставниками, сверстниками. Заочная олимпиада является движущей силой развития самостоятельной работы учащихся. С развитием современных технологий заочные олимпиады превратились в Интернет-олимпиады, что позволяет привлечь как можно больше заинтересованных ребят всей России, интересующихся химией.
Начиная с 2008 года число участников олимпиады ежегодно растет, а также расширяется география мест проведения олимпиады. В настоящее время Московская олимпиада школьников по химии стала всероссийской с международным участием. Рабочий язык олимпиады - русский.
Организатором Московской олимпиады школьников в настоящее время является Департамент образования города Москвы при участии Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования города Москвы «Центр педагогического мастерства» (ГАОУ ДПО ЦПМ).
В организации, проведении, методическом и информационном сопровождении Московской олимпиады школьников по химии принимают участие следующие вузы Москвы: химический факультет Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (МГУ); Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева» (РХТУ); Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «МИРЭА – Российский технологический университет» (РТУ МИРЭА); Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А.Тимирязева» (РГАУ-МСХА), Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ); Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева" (СибГУ им. М. Ф. Решетнева) в городе Красноярске; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (ФГБОУ ВО УГНТУ) в городе Уфе, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ» (КНИТУ-КАИ) в городе Казани; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова» (ФГБОУ ВО АлтГТУ), Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (ФГАОУ ВО ЮФУ).
Площадки проведения олимпиады: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 144» города Красноярска; Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Мордовия "Республиканский лицей для одаренных детей" в городе Саранске; Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» города Магнитогорска; Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Краснодарского края «Центр развития одаренности» (ГБУ ДО КК «Центр развития одаренности»); Муниципальное бюджетное нетиповое образовательное учреждение "Городской классический лицей" города Кемерово; Государственное областное автономное образовательное учреждение центр поддержки одаренных детей «Стратегия» в городе Липецке; Образовательный Фонд «Талант и успех» (Фонд «Талант и успех») в городе Сочи, Структурное подразделение Новосибирского государственного университета - Специализированный учебно-научный центр Университета (СУНЦ-НГУ), Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 99 «СТАРТ» города Санкт-Петербурга; Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи «АСТОРИУМ» в городе Улан-Удэ; Автономная некоммерческая образовательная организация «Президентский Лицей «Сириус» (АНОО «Президентский Лицей «Сириус») в городе Сочи; Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение Воронежской области «Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Орион» (ГАНОУ ВО «Региональный центр «Орион») в городе Воронеже, Нетиповая образовательная организация «Фонд поддержки талантливых детей и молодежи «Золотое сечение» (Фонд «Золотое сечение») города Екатеринбурга, а также школы города Москвы.
Начиная с 2008 года, Московская олимпиада школьников по химии проходит в 2 этапа.
I этап – отборочный, заочный «интернет-этап». Проводится дистанционно по всей России в декабре-январе текущего учебного года. На выполнение заданий, одного варианта, состоящего из 10 заданий, отводится 5 астрономических часов в online режиме. Задания интернет-этапа составляются методической комиссией олимпиады. Критерии оценки разрабатываются и устанавливаются членами методической комиссии олимпиады. Оргкомитет проводит интернет-этап на базе ГАОУ ДПО "Центр педагогического мастерства". Информационное сопровождение всех этапов олимпиады осуществляется на портале московских олимпиад http://olimpiada.ru/ на странице http://moschem.olimpiada.ru/.
II этап – заключительный, очный, на который допускаются победители и призеры отборочного этапа (35 % от общего числа участников). Очный этап традиционно состоит из двух туров: теоретического (февраль) и экспериментального (март), каждый продолжительностью по 4 астрономических часа. По результатам проверки теоретического тура проводится показ работ и апелляция в дистанционном формате.
Экспериментальный тур проходит спустя 4 недели после теоретического тура. К экспериментальному туру по решению жюри допускаются учащиеся, успешно выполнившие задания теоретического тура. Проходные баллы на экспериментальный тур публикуются на сайте олимпиады.
Каждому участнику предлагаются темы для написания рефератов с целью подготовки к выполнению заданий экспериментального тура. Темы рефератов и предварительные результаты очного теоретического тура публикуются на сайте http://olimpiada.ru , на сайтах вузов, а также на странице олимпиады http://moschem.olimpiada.ru после подведения итогов очного теоретического тура. Все организационные вопросы, связанные с оповещением участников олимпиады, возложены на членов оргкомитета.
Разбор задач, просмотр работ проходит дистанционно. Критерии оценки работ устанавливаются методической комиссией и жюри олимпиады в соответствии с Положением о Московской олимпиаде школьников. Победители и призеры награждаются дипломами 1-й, 2-й и 3-ей степени, а также поощряются грамотами. Учащимся 11-х классов, награжденным дипломами, при поступлении в вуз предоставляются льготы по предмету химия (Положение о Московской олимпиаде школьников). Итоговый результат формируется из суммы баллов заключительного этапа: теоретического и практического туров.
В апреле-мае традиционно в БХА химфака МГУ с 11.00 проводится закрытие Московской олимпиады школьников по химии. Победителям и призерам олимпиады вручаются дипломы, грамоты, призы.
С целью поддержки и развития одаренных детей в области химии на базе Центра педагогического мастерства создана и успешно работает школа олимпийского резерва. С учащимися 8-11 классов занимаются победители олимпиад, преподаватели химфака МГУ и других вузов. Для школьников проводятся теоретические и практические занятия очно на базе химфака МГУ имени М.В. Ломоносова, РХТУ имени Д.И. Менделеева, ГАОУ ДПО ЦПМ, а также дистанционно на сайте http://olympiada.ru.