Московская олимпиада
Архив заданий
История олимпиады
Итоги прошлых лет
Регламент проведения олимпиады
Расписание

Начало регистрации на отборочный этап: 01.12.2017

Отборочный этап - интернет-тур:
21.12.2017 - 25.01.2018


Заключительный этап:

очный теоретический тур - 18 февраля 2018 г.

время проведения: 11.00-15.00, начало регистрации 10.30

очный практический тур - 25 марта 2018 г.

время проведения: 11.00-15.00, начало регистрации 10.30

места проведения 

 

 

 

 

 

 

Правила проведения олимпиады
Полезные документы
Положение о Московской олимпиаде школьников (Приказ Департамента образования города Москвы от 16.05.2014 №394)
Прикaз Минобрнауки России от 4 апреля 2014 г. N 267 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников"
Приказ Минобрнауки РФ №120 от 20.02.2015 г. "Об утверждении Перечня олимпиад школьников и их уровней на 2014/15 учебный год"
Приказ Минобрнауки РФ N1421 "Об утверждении Перечня олимпиад школьников на 2013/14 учебный год"
Приказ Минобрнауки РФ №120 от 20.02.2015 г. "Об утверждении Перечня олимпиад школьников и их уровней на 2014/15 учебный год"
Оргкомитет

XXVI Московская конференция проектных и исследовательских работ учащихся по химии
История олимпиады | Главная

История олимпиады

Московская олимпиада школьников по химии

Олимпиады по химии имеют славную историю и традиции. Лучшие ученые химики способствовали становлению и развитию олимпиадного движения в России, четко осознавая важную роль олимпиад в раннем самоопределении учащихся, привлечении одаренных, заинтересованных ребят в науку.

Первые химические олимпиады школьников состоялись в Москве и Ленинграде в 1938 году и по охвату участников были далеки от современных. Основной их формой являлись заочные олимпиады. Основоположником химических олимпиад школьников был выдающийся химик-органик Александр Петрович Терентьев.

Вторая мировая война приостановила развитие олимпиад. Но уже с 1944 года по инициативе химического факультета МГУ стали возрождаться довоенные традиции. В том же году была проведена I Московская городская химическая олимпиада школьников. В 1960 году одновременно с Московской городской стала проводиться Московская областная олимпиада. В организации и проведении этих олимпиад помимо химического факультета МГУ принимали участие целый ряд организаций: Мосгороно (ныне Департамент образования города Москвы), Мособлоно, Московский городской (ныне МИОО) и областной институты усовершенствования учителей (ныне ПАПО МО), Московское правление Всесоюзного химического общества имени Д.И. Менделеева, Московский городской дворец пионеров и школьников, Московский химико-технологический институт имени Д.И. Менделеева (ныне РХТУ), Московский институт тонкой химической технологии имени М.В. Ломоносова (МИТХТ), Московский институт химического машиностроения, Московский педагогический государственный институт имени В.И. Ленина, институты системы Академии наук СССР, средней школы города Москвы и Московской области. В течение долгих лет Оргкомитет Московской городской и областной олимпиад возглавляла профессор кафедры общей химии химического факультета МГУ Е.М. Соколовская, а затем — профессор кафедры общей химии химического факультета МГУ В.В. Сорокин, а методическую комиссию возглавил доцент кафедры органической химии С.С. Чуранов, который в школьные годы сам был победителем химической олимпиады.

В 40-60-е года XX века были заложены методические и организационные основы проведения олимпиад. Так химическая олимпиада стала проводиться очно в два тура: теоретический и экспериментальный. В 1964 году Министр просвещения РСФСР, основатель кафедры химии природных соединений химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, член-корреспондент Академии наук СССР Михаил Алексеевич Прокофьев подписал приказ об утверждении государственной системы предметных олимпиад школьников. В том же 1964 году официальный статус получает Всероссийская химическая олимпиада школьников по химии. По сути, Всероссийская олимпиада школьников по химии стала преемницей Московской олимпиады школьников по химии, к тому времени уже двадцатой по счету, сохранив её структуру и методические принципы.

Начиная с 1964 года и до 2009 года, Московская олимпиада школьников по химии проводилась в четыре этапа: школьный, районный, окружной и городской. Последний этап состоял из двух туров: теоретического и экспериментального. Последний тур также являлся отборочным для участия в Всероссийской олимпиаде школьников по химии.

За семидесятилетнюю историю Московской олимпиады школьников по химии сложилась проверенная временем система работы с одаренной молодежью. Общее руководство и методическое обеспечение осуществляет организационный комитет и формируемые им методические комиссии по предмету. Председателем оргкомитета Московской олимпиады школьников по химии на протяжении уже 20 лет (с 1993 года) является Никита Борисович Зоров, доктор химических наук, профессор химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Председателем жюри в течение последних 8 лет был Павел Александрович Оржековский, доктор педагогических наук, профессор Московского института открытого образования. Председателями методической комиссии Московской олимпиады школьников по химии были выдающиеся ученые химического факультета МГУ: А.Ф. Платэ, Е.М. Соколовская, Г.В.Лисичкин, В.В. Загорский, В.В. Сорокин, С.С. Чуранов, А.К. Гладилин.

Схема стройна и эффективна. Она продолжает развиваться, приумножая лучшие достижения и находки методического и организационного плана.

Наряду с проведением очных туров олимпиады постоянно проводились заочные олимпиады. Они позволяли охватить большие массы школьников, в них имел право участвовать любой школьник без какой-либо рекомендации со стороны учителей. В рамках заочных олимпиад была возможность давать задачи в нестандартной форме, кроссворды, чайнворды, вопросы, выходящие за рамки программы, ответы на которые можно дать, использовав соответствующую литературу. Подобные олимпиады проводятся и по сей день, являясь частью работы с одаренными детьми. Заочные олимпиады способствуют систематической самостоятельной работе школьников и развивают их интерес к химии, а также являются источником новой информации, которую учащийся получает путем самостоятельной работы с книгой, в процессе решения задач, общении с учителями, наставниками, сверстниками. Заочная олимпиада является движущей силой развития самостоятельной работы учащихся. С развитием современных технологий заочные олимпиады превратились в Интернет-олимпиады, что позволяет привлечь как можно больше заинтересованных ребят всей России, интересующихся химией.

Начиная с 2010 года, Московская олимпиада школьников по химии проходит в 2 этапа.

I этап – отборочный, заочный «интернет-этап». Проводится дистанционно по всей России с 20 декабря по 30 января текущего учебного года. На выполнение заданий, одного варианта, состоящего из 7 заданий, отводится 5 астрономических часов в online режиме. Задания интернет-этапа составляются методической комиссией олимпиады. Критерии оценки разрабатываются и устанавливаются членами жюри олимпиады. Оргкомитет проводит интернет-этап на базе Московского института открытого образования и при участии Московского центра непрерывного математического образования. Информационное сопровождение всех этапов олимпиады осуществляется на портале московских олимпиад http://olimpiada.ru/ на странице http://moschem.olimpiada.ru/, а также на сайтах пяти вузов столицы: химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, РХТУ имени Д.И.Менделеева, МИТХТ имени М.В. Ломоносова, ИЕН МГПУ, МГМСУ.

II этап – очный, на который допускаются победители и призеры отборочного этапа (35 % от общего числа участников). Очный этап традиционно состоит из двух туров: теоретического (февраль) и экспериментального (март), каждый продолжительностью по 4 астрономических часа. Экспериментальный тур проводится спустя 4 недели после теоретического тура. К экспериментальному туру по решению жюри допускаются учащиеся, успешно выполнившие задания теоретического тура.

Каждому участнику предлагаются темы для написания рефератов с целью подготовки к выполнению заданий экспериментального тура. Темы рефератов и предварительные результаты очного теоретического тура публикуются на сайтах вузов, а также на сайте http://olimpiada.ru , на странице http://moschem.olimpiada.ru  через три дня после проведения очного теоретического тура. Все организационные вопросы, связанные с оповещением участников олимпиады, возложены на членов оргкомитета.

В день проведения экспериментального тура проходит разбор задач, просмотр работ. Критерии оценки работ устанавливаются методической комиссией и жюри олимпиады в соответствии с Положением о Московской олимпиаде школьников. Победители и призеры награждаются дипломами 1-й, 2-й и 3-ей степени, а также поощряются грамотами. Учащимся 11-х классов, награжденным дипломами, при поступлении в вуз предоставляются льготы по предмету химия (Положение о Московской олимпиаде школьников). Итоговый результат формируется из суммы баллов очного этапа: теоретического и практического туров.

В апреле традиционно в БХА химфака МГУ с 11.00 проводится закрытие Московской олимпиады школьников по химии. Победителям и призерам олимпиады вручаются дипломы, грамоты, призы.

С целью поддержки и развития одаренных детей в области химии на базе Центра педагогического мастерства создана и успешно работает школа олимпийского резерва. С учащимися 8-11 классов занимаются преподаватели химфака МГУ,  МИОО и других вузов. Для школьников проводятся теоретические и практические занятия очно на базе химфака МГУ имени М.В. Ломоносова, РХТУ имени Д.И. Менделеева, лицея №1303, а также дистанционно на сайте http://olympiada.ru.